I.
Постановка задачи
1. В течение 1990-х годов Правительством РФ предприняты важные шаги по развитию системы социальной защиты детей. В основном создана современная законодательная и нормативно-правовая база, система органов управления, действует сеть учреждений и организаций, осуществляющих помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Несмотря на эти усилия, в России продолжается рост числа неблагополучных семей и числа детей, оставшихся без родительского попечения. Особую озабоченность вызывает рост числа детей, помещаемых в интернатные учреждения: длительное содержание детей в их стенах повсеместно признано формой попечения, в наименьшей степени удовлетворяющей потребности развития ребенка[2]. По состоянию на 1 января 2002 год в интернатных учреждениях в РФ находилось более 685 тыс. детей.[3]
2. Нарастание семейного неблагополучия в 1990 г.г. связано с последствиями глубокого социально-экономического кризиса. Вместе с тем, осознается необходимость перехода к более эффективной системе социальной защиты детей, что предполагает: (i) укрепление системы социальных услуг, обеспечивающую своевременную диагностику и профилактику семейного неблагополучия; (ii) переход на преимущественно семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей и (iii) перепрофилирование и поэтапное свертывание системы интернатных учреждений. Переход к новой системе позволит обеспечить сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей, снижение притока детей в интернатные учреждения.
3. Опыт других стран. Целый ряд стран ОЭСР в 1960 – 1980х годах также вынуждены были провести подобную трансформацию систем попечения за детьми. Переход от преимущественно интернатного к семейному содержанию при развертывании мощной системы социальных услуг происходил в Швеции, Великобритании, Германии. Осуществление такого перехода происходило исходя из соображений достижения лучших социально-педагогических результатов, а также по чисто экономическим и бюджетным причинам. Семейное содержание детей даже при больших ассигнованиях на разнообразные формы социальных услуг для семей и детей риска повсеместно признано экономически более эффективным в долгосрочном плане.
4. В России пока не проводилось количественных оценок затрат действующей системы социальной защиты детей и потенциальных выгод осуществления реформы. Заинтересованность в получении таких оценок была сформулирована Министерством Труда и Социального Развития РФ и Министерством Финансов при обсуждении доклада Всемирного Банка: «Положение детей в Российской Федерации: Итоги политики 1990-х годов и перспективы».
5. В этой связи Авторы настоящего исследования поставили перед собой задачу ответить на следующие вопросы: (1) Каковы суммарные экономические издержки связанные с содержанием действующей системы социальной защиты детей и как они будут изменяться в долгосрочной перспективе? (2) Каковы суммарные экономические затраты на осуществление реформы? (3) Каковы общие экономические и бюджетные эффекты осуществления реформы? (4) Каковы экономические последствия переноса реформы на более поздние сроки?
6.
Для ответа на поставленные вопросы и оценки общих
экономических и бюджетных последствий развития системы социальной защиты детей
в РФ была разработана эконометрическая модель, опирающаяся на
макроэкономические прогнозы, подготовленные Министерством экономического
развития и торговли РФ, а также демографические прогнозы российских экспертов.[4]
Модель рассматривает два сценария: базовый
(предусматривающий сохранение существующей системы со значительной ролью
интернатных учреждений) и сценарий реформирования (предусматривающий переход на
преимущественно семейные формы содержания детей).
II. Основные определения
7.
К интернатным учреждениям относятся учреждения системы образования,
здравоохранения, социальной защиты в которые на длительное время помещаются
дети, оставшиеся без попечения родителей (сироты) и дети из семей риска. По
состоянию на 1 января 2003 года в РФ
имелось 246 домов ребенка, 1265 детских домов, 82 детских дома-школы,
155 домов-интернатов для детей, 680 школ-интернатов общего типа, 1421
школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья.[5]
8.
Категория детей, включенная в модель. Данная модель включает только
контингент детей, лишенных родительского попечения и находящихся по состоянию
на 2002 год в интернатных учреждениях. Число таких детей по состоянию на 1
января 2002 года в интернатных учреждениях составляет 183,5 тыс. чел. Вместе с
тем, нужно иметь в виду, что в Российских интернатых учреждениях одномоментно
находится еще до 310 тыс. детей, имеющих родителей. Затраты на содержание этого
контингента в модели не анализируются, следовательно современные затраты
системы интернатных учреждений включены в модель только в своей определенной
части.
9.
Бюджетные издержки. Бюджетные издержки включают текущие и капитальные
затраты на содержание интернатных учреждений в части обеспечения детей,
лишенных родительского попечения. Также в бюджетные затраты включены все
затраты на опекунские пособия и приемные семьи, полные затраты
социально-реабилитационные центры помощи семье и детям. В сценарии реформ к
бюджетным затратам также отнесены затраты на дополнительных социальных
работников, занятых индивидуальным сопровождением семей в органах опеки и
попечительства, капитальные и текущие затраты на создание дополнительных
центров социального обслуживания и
затраты на перепрофилирование, свертывание и развитие интернатных
учреждений в части, которая связана с попечением над детьми, лишенными
родительского попечения.
10.
Экономические издержки (выгоды) – потеря
производительности. Под экономическими затратами содержания детей в учреждениях
интернатного типа понимаются будущие потери, связанные с более низкой
производительностью выпускников этих учреждений после их выхода на рынок труда.
В модели потеря производительности измеряется как разница между заработной
платой, получаемой детьми, которые ранее содержались в учреждениях интернатного
типа (после их выхода из учреждения), и средней заработной платой.
11.
Бюджетные и
экономические издержки, не включенные в модель. Содержание детей в интернатных
учреждениях сопровождается разнообразными косвенными и дополнительными
издержками. Сюда относятся дополнительные бюджетные затраты муниципальных
органов на обеспечение жильем выпускников интернатных учреждений,
консультирование, выплата пособий и т.п. после того, как они заканчивают свое
пребывание в учреждении в связи с завершением обучения. Органы Министерства
юстиции и Министерства внутренних дел также несут дополнительные затраты,
поскольку интернатное содержание сирот приводит к росту вероятности
правонарушений и соответствующим затратам. Дети-выпускники интернатных
учреждений с большей вероятностью требуют интернатного содержания во взрослом
состоянии (если они являются инвалидами), они с большей вероятностью создают
неполные семьи и их дети оказываются в интернатных учреждениях, среди них более
высока вероятность алкоголизма и наркомании, среди них более высока вероятность
бедности и потребность в социальной помощи, что вызывает дополнительные
бюджетные затраты, экономические потери и социальные издержки. Авторы понимают
наличие таких потерь, однако проблемы их измерения очень серьезны и поэтому на
данном этапе исследования они не включались в модель
III. Базовый сценарий (сценарий,
предусматривающий сохранение существующей системы)
III.А. Общие предпосылки
12. В базовом сценарии не предусматривается изменений в структуре и принципах функционирования системы социальной защиты детей. Предполагается сохранение тех же пропорций распределения детей и та же сеть учреждений интернатного типа, которая сложилась в РФ на сегодняшний день.
13. Предполагается, что из числа детей, оказывающихся без родительского попечения, 70% оказываются в семейном попечении – под опекой (50%) и в усыновлении (20%), но 30% направляются в интернатные учреждения. В дальнейшем небольшая их часть также переходит в семейные формы содержания. Рисунок 1 Приложения дает представление о пропорциях распределения детей в данном сценарии развития.
14. Число детей оставшихся без попечения родителей, содержащихся в учреждениях интернатного типа в любой конкретный год равняется числу детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа в предыдущем году, плюс число детей, направляемых в указанные учреждения в конкретном году, за вычетом числа детей, возвращающихся из таких учреждений в конкретном году. Число детей, находящихся под опекой, рассчитывается таким же образом: число детей, над которыми установлена опека/которые вышли из-под опеки в любом конкретном году, плюс число детей, находящихся под опекой в предыдущем периоде.
15. Расчеты поступления детей в учреждения интернатного типа (Рис. 1 Приложения 1) проведены на основе имеющихся данных (См. Таблицы 1 и 2 Приложения 2).
III.Б. Бюджетные затраты.
16. Модель рассчитывает бюджетные затраты системы как средние затраты на содержание одного ребенка в учреждении интернатного типа, умноженные на число детей, содержащихся в указанных учреждениях, в любой конкретный год, плюс средние затраты на опеку, умноженные на число детей, находящихся под опекой. Бюджетные затраты на содержание одного ребенка в системе получены по данным административной статистики по четырем регионам Российской Федерации (см. Приложение № 4 относительно методики расчетов).
17. Бюджетные (текущие и капитальные) затраты на устройство и содержание детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях интернатного типа в рамках действующей в настоящей момент оцениваются в 14 млрд. рублей в 2002 г. По прогнозу, они возрастают до 40 млрд. рублей в 2020 г. и 120 млрд. рублей (в ценах 2002 года) в конце периода. Число детей в учреждениях интернатного типа остается стабильным (несмотря на сокращение общего числа детей в стране), но затраты на содержание одного ребенка в учреждении интернатного типа увеличиваются (поскольку увеличивается заработная плата работников таких учреждений, а также возрастают и основные статьи расходов учреждений.
18. Бюджетные затраты на детей, находящихся по опекой, возрастают с 7 млрд.руб в 2002 году до 18 млрд. в 2020 году и до 50 млрд.рублей в конце периода (в ценах 2002 года). Суммарные бюджетные расходы учтенные в модели таким образом увеличиваются с 17 млрд. рублей в 2002 году до 60 млрд. рублей в 2020 году и 170 млрд. рублей в конце периода (в ценах 2002 года).
III.B. Экономические затраты.
19. Для оценки экономических потерь от содержания детей в учреждениях интернатного предполагалось, что в до одной трети детей - выпускников интернатов остается нетрудоустроенными (а потеря производительности – это средняя заработная плата), при этом остальные выпускники работают, получая заработную плату ниже среднего уровня – в среднем на 30% ниже в связи с более низким образовательным уровнем по сравнению с населением РФ в целом (о методике оценки см. Приложение 4). [Показатель доли выпускников незанятых на рынке труда требует дополнительного уточнения и его можно скорректировать в модели, как только будут получены более точные данные.]
20. Результаты моделирования показывают, что затраты на содержание детей в учреждениях интернатного типа в значительной степени превышают бюджетные затраты. Экономические потери и затраты (в реальном выражении) увеличиваются с 45 млрд. рублей в 2002 г. до 600 млрд. рублей в конце периода прогноза. Это неудивительно. Человеческий капитал является самым ценным активом, которым владеет общество, а отсутствие (потеря) производительности оказывает значительное воздействие на экономический рост.
III. Г. Суммарные затраты.
21. В соответствии с расчетами модели, при конкретных допущениях, отмеченных выше, суммарные реальные затраты действующей сегодня системы составляют сегодня около 50 млрд. рублей. Они постепенно растут, достигая 70 млрд. рублей (0,4 % ВВП) к 2010 году, 133 млрд. руб. к 2020 году (0,45% ВВП) и достигают почти 600 млрд. рублей или 0,62% ВВП в конце периода прогноза (в ценах 2002 года). Графическая динамика представлена на Рис. 5 и 6.
IV. Сценарий, предусматривающий реформирование системы
IV. А. Общие предпосылки.
22. Реформа системы социальной защиты детей будет предусматривать внедрение сети учреждений социального обслуживания семьи и детей. Данное обслуживание включает:
23.
Общим результатом развития системы социального
обслуживания и семейных форм содержания детей, должно стать сокращение числа
детей, остающихся без попечения родителей (См. Рис. 1), увеличение доли детей,
передаваемых на семейные формы содержания и сокращение притока детей в
интернатные учреждения (Рис. 2). В частности, доля детей, попадающих в
интернатные учреждения, уменьшается с 30% до 6%, распределяясь поровну между
опекой и семьями усыновителей. Конкретные изменения потоков детально
представлены на Рис. 2 приложения
Рис. 1. Прогноз численности детей, лишенных
родительской опеки
Рис. 2. Прогноз численности детей,
находящихся в детских домах
IV. Б. Динамика бюджетных затрат в сценарии реформ
24.
Создание новой системы будет приводить к увеличению
бюджетных затрат в короткой перспективе, поскольку такая система потребует
первоначальных инвестиций как в человеческий капитал (например, обучение
персонала, предоставление выходного пособия и т.п.), так и в физические объекты
(например, оборудование центров социальной защиты). Для функционирования
системы необходимы и переменные затраты (ежегодные затраты на содержание
системы в будущем). В основе модели лежит допущение, в соответствии с которым,
из-за инвестиционных затрат бюджетные затраты в течение года проведения реформы
резко возрастут и в два раза превысят затраты на содержание детей в учреждениях
интернатного типа. В течение пяти лет после начала реформы инвестиционные
затраты сократятся на 40 процентов и затем стабилизируются на этом уровне. (См.
Рис. 3).
Рис. 3. Бюджетные затраты в сценариях модели
25.
Долгосрочным устойчивым результатом создания новой
системы также станет экономия бюджетных затрат. Экономия бюджетных затрат будет
обеспечена за счет сокращения числа детей, содержащихся в учреждениях
интернатного типа. Количество детей, находящихся под опекой и направленных на
воспитание в приемные семьи, будет
увеличиваться, так же как и связанные с этим затраты, но увеличение таких
затрат будет компенсироваться за счет постепенного сокращения суммарных затрат
на содержание детей в учреждениях интернатного типа.
В соответствии
с расчетами модели, хотя новая система требует изначальных достаточно
значительных инвестиций и переменных затрат, данные затраты в значительной
степени ниже бюджетных затрат по сравнению со
сценарием, не предусматривающим реформирование системы
IV. В. Экономические
потери и выгоды.
26.
Самая значительная экономия, получаемая благодаря
реформе, заключается в увеличении производительности труда в обществе,
благодаря сокращению числа детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа.
Увеличение производительности труда детей, которые воспитываются в семьях (в
общей сложности это около 300 млрд. рублей в конце изучаемого периода по
сравнению со сценарием, не предусматривающим реформирование системы), в
значительной мере превышает бюджетную выгоду, получаемую благодаря реформе
(Рис. 4).
Рис. 4. Экономические
потери в сценариях модели
IV.Г. Суммарные
выгоды.
27.
Выгоды для экономики и бюджета при проведении реформы и
в случае сценария, не предусматривающего реформирование системы, представлены
на Рис. 5. Суммарные выгоды отражают значительный прирост производительности
благодаря реформе. Хотя доля ВВП (Рис. 6), израсходованная на систему социальной
защиты детей, в течение первых лет реформы увеличивается из-за инвестиций в
создание новой системы, в течение среднесрочной и долгосрочной перспективы
данные затраты в значительной мере компенсируются постоянным сокращением доли
таких затрат в ВВП, благодаря проведению реформы.
Рис. 5. Суммарные
реальные затраты и потери (млрд. руб.).
Рис. 6. Доля
суммарных затрат и потерь в (%) к ВВП.
V. Что будет если реформу начать в 2015
году.
28.
В случае переноса сроков начала реформ сумма затрат,
связанных с организацией социальных центров увеличится в связи с высоким
реальным ростом ВВП. На рис. 7 в качестве примера приведена доля суммарных
затрат в % к ВВП в случае начала реформ в 2015 году. По отношению к предыдущему
варианту, в котором предполагалось начать осуществление реформ в 2004 году
суммарный выигрыш в 2050 году уменьшится приблизительно на 0.15% ВВП.
Рис. 7. Экономические
последствия переноса срока реформы.
Суммарные
потери, связанные с переносом начала реформы на 2015 год можно выразить в виде
величины потри ВВП, приведенной на 2050 год.
Данная величина была рассчитана как сумма ежегодных потерь, которые
наращивались по среднему темпу роста ВВП за соответствующий период с текущего
момента до 2050 года. Наши оценки таких
потерь составляют примерно 8-9% ВВП. Если в качестве процентной ставки выбрать
не темп роста ВВП, а темп роста заработной платы, то суммарные потери будут еще больше.
VI. Заключение.
Расчеты модели подтверждают, что даже при учете только бюджетных расходов, существуют весомые экономические аргументы в пользу осуществления реформы и перехода от системы социальной защиты детей со значительным элементов интернатных учреждений на систему, опирающуюся на семейные формы попечения и социальных услуг для семей и детей риска.
Включение в расчеты экономических издержек усиливает весомость бюджетного аргумента и подтверждает, что несмотря на высокую потребность в ресурсах для обеспечения инвестиций начального периода, реформа системы социальной защиты в России является необходимостью, которая начиная с 2020 года будет давать чистую экономическую отдачу в экономику страны.
Наконец, в модели оценены экономические последствия задержки с началом осуществления реформы. В случая переноса начала реформы на 10 лет (до 2015 года) совокупные накопленные потери составят к конце прогнозного периода (2050) более 8 процентных пунктов ВВП.
[1] Настоящий обзор
подготовлен сотрудниками Всемирного Банка на основе модельных расчетов,
выполненных Дмитрием Помазкиным. Большую помощь в сборе и интерпретации
информации оказал Анатолий Овчаров.
[2]
Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды. UNICEF International Child Development Centre,
[3] Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2002, с.102.
[4] Средние темпы роста ВВП в течение 49 лет принята
равными 4,5; темпы роста заработной платы – 6,5,
а темпы инфляции – 4,5.
[5] . Иточник: Социальное положение и уровень жизни населения России. Госкостат РФ, 2002, с. 189.