Основные выводы модельного анализа экономических и бюджетных издержек и выгод реформы системы социальной защиты детей.

  1. В течение 1990-х годов Правительством РФ предприняты важные шаги по развитию системы социальной защиты детей. В основном создана современная законодательная и нормативно-правовая база, система органов управления, развертывается сеть учреждений и организаций, осуществляющих помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем идет ухудшение состояния дел в области социального благополучия детей. Несмотря на общую позитивную динамику социального и экономического развития, в начале 2000-х гг. продолжается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Особую озабоченность вызывает рост числа детей, помещаемых в интернатные учреждения: по состоянию на 1 января 2002 год в интернатных учреждениях в РФ находилось более 685 тыс. Детей (Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации». М., 2002, с.102). Интернатное содержание детей форма опеки признана не соответствующей современным стандартам социального и педагогического развития детей. Кроме того, семейное содержание детей даже при больших ассигнованиях на разнообразные формы социальных услуг для семей и детей риска оказывается экономически более эффективным в долгосрочном плане.
  2. В обществе осознается необходимость перехода к более эффективной системе социальной защиты детей, что предполагает: (i) укрепление системы социальных услуг, обеспечивающую своевременную диагностику и профилактику семейного неблагополучия; (ii) переход на преимущественно семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей и (iii) перепрофилирование и поэтапное свертывание системы интернатных учреждений. Переход к новой системе позволит обеспечить сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей, снижение притока детей в интернатные учреждения.
  3. Точные оценки расходов на систему социальной защиты детей сильно затруднены в силу того, что ее отдельные части относятся к различным отраслевым ведомствам и, кроме того, она финансируется из бюджетов всех уровней, а также за счет добровольных пожертвований. Поэтому сотрудниками и консультантами Всемирного Банка была разработана имитационная модель, которая дает возможность получить представление об общих экономических и бюджетных затратах на содержание системы социальной защиты детей в РФ и оценить затраты и экономические последствия реформирования системы. Модель включает два сценария: базовый (предусматривающий сохранение действующих тенденций и значительной ролью интернатных учреждений) и сценарий реформирования (предусматривающий развертывание системы профилактики семейного неблагополучия, сокращение чила детей остающихся без попечения родителей и переход на преимущественно семейные формы содержания детей).
  4. 4. В базовом сценарии не предусматривается изменений в структуре и принципах организации системы социальной защиты детей, т.е. предполагается сохранение тех же пропорций распределения детей и та же структура учреждений социального обслуживания и содержания детей со значительной ролью учреждений интернатного типа, которая сложилась в РФ на сегодняшний день. Из числа детей, оказывающихся без родительского попечения, 30% направляются в интернатные учреждения. В этом случае суммарные бюджетные расходы на детей лишенных родительского попечения, учтенные в модели, увеличиваются с 23,1 млрд. рублей в 2003 году до 57,2 млрд. рублей в 2020 году и 167,2 млрд. рублей в конце периода (в ценах 2002 года).
  5. Помимо бюджетных затрат на содержание детей лишенных родительского попечения в интернатных учреждениях, существуют экономические потери от такой организации попечения за детьми, что связано с более низкой производительностью выпускников этих учреждений после их выхода на рынок труда. В модельных расчетах предполагалось, что до одной трети детей - выпускников интернатных учреждений остается нетрудоустроенными и остальные оказываются менее продуктивными на рынке труда. Результаты проведенного моделирования показывают, что связанные с этим экономические потери (в реальном выражении) увеличиваются с 23,5 млрд. рублей в 2003 г. до более чем 375,5 млрд. рублей в конце периода прогноза.
  6. В соответствии с расчетами модели, при конкретных допущениях, отмеченных выше, суммарные реальные затраты действующей сегодня системы на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, составляют сегодня более 46,7 млрд. рублей. Они постепенно растут, достигая 70,3 млрд. рублей (0,4 % ВВП) к 2010 году, 129,2 млрд рублей к 2020 году (0,44% ВВП) и превышают 540 млрд. рублей или 0,58% ВВП в конце периода прогноза (в ценах 2002 года).
  7. Обновление системы социальной защиты детей, взятое за основу сценария реформирования в имитационной модели, предполагает переориентацию на профилактические формы работы с семьей и детьми риска и более активную ориентацию на семейные формы содержания детей, оставшихся без попечения родителей. Такая реформа предполагает развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, в том числе предоставление помощи семьям и детям риска, введение практики индивидуального сопровождение семей и детей риска сотрудниками органов социальной защиты муниципалитетов, развитие и поддержку семейных форм устройства детей, остающихся без родительского попечения. Общим результатом такого развития системы социальной защиты детей должно стать сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей, увеличение доли детей, передаваемых на семейные формы содержания и сокращение притока детей в интернатные учреждения.
  8. Исходя из этих предположений о приоритетах реформирования системы социальной защиты детей, в модели были оценены основные дополнительные расходы, которые потребуются для осуществления такой реформы. Были выделены следующие основные типы расходов/затрат: создание дополнительных центров социальной помощи семье и детям, центров реабилитации и социальных приютов, развертывание системы индивидуального сопровождения семьи и детей риска (в рамках департаментов социальной защиты), оказание помощи замещающим семьям, обучение персонала, перепрофилирование и переоснащение действующих интернатных учреждений, затраты связанные с высвобождением работников.
  9. Дополнительные бюджетные расходы на осуществление реформы будут отчасти компенсироваться сокращением затрат на содержание детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа, численность которых будет постепенно сокращаться. В соответствии с расчетами модели, новая система потребует изначальных достаточно значительных инвестиций и переменных затрат, но бюджетные издержки на поддержание реформированной системы в значительной степени ниже бюджетных затрат на поддержание системы, развивающейся по сегодняшнему (начало 2000-х гг.) сценарию.
  10. Наиболее значительные экономические эффекты от реформирования системы социальной защиты детей могут быть получены в результате увеличения производительности труда в обществе. Это может достигаться за счет увеличения числа детей, воспитываемых в семьях, и увеличения производительности их труда, что позволит значительно сократить потери в виде отрицательной заработной платы (в общей сложности это около 240 млрд. рублей в конце изучаемого периода по сравнению со сценарием, не предусматривающим реформирование системы). Эти суммарные экономические результаты оказываются более значимыми, чем та бюджетные сбережения, которые могут быть получены благодаря реформе.
  11. В соответствии с модельными расчетами доля ВВП, израсходованная на систему социальной защиты детей, в течение первых лет реформы увеличивается из-за инвестиций в создание новой системы. Вместе с тем в среднесрочной и долгосрочной перспективе данные затраты в значительной мере компенсируются за счет перехода на более результативную и менее затратную систему социальной защиты детей, а также за счет снижения обще экономических потерь от институционализации.
  12. В имитационной модели также были оценены затраты и сбережения в случае переноса начала реформы на 2015год. Было проведено сравнение полученных результатов по сравнению со сценарием, в котором предполагалось начать осуществление реформ в 2004 году. В этом случае по расчету в 2050 году совокупные затраты и потери будут на 0.15% ВВП выше, чем в случае начала реформы в 2004 году. Алгебраическая сумма разницы расходов в % к ВВП будет равна 3,3%. С учетом темпа роста ВВП в 2050 году разница составит приблизительно 8% ВВП.